Пение

Преподает пение нам Журкова Наталья Николаевна. После музыкальной школы она поступила в Казанскую государственную академию культуры и искусств (ныне Казанский университет культуры и искусств) на дирижерско-хоровое отделение. Годы учебы 2000-2005. Только в университете открыла для себя удивительный мир народной песни – и с тех пор решила посвятить себя изучению фольклорных традиций, чтобы передать знания младшему поколению. Пела в народном хоре КазГУКИ, в вокально-инструментальном ансамбле "Млада", исполняющим стилизованные народные песни. 

С третьего курса работает в ДМХШ №3 Ново-Савиновского района: преподаватель хоровых дисциплин первой категории, руководитель хорового отдела, руководитель фольклорного ансамбля "Родничок" - признанного не только на городском и  республиканском, но и на всероссийском и международном уровнях. А еще Наташа просто хороший человек. С ноября 2007 года создан ансамбль "Добродеи", поставивший себе задачу возрождения народных традиций.

Россия конца XX -  начала  XXI  веков  переживает  кризис  воспитания подрастающего  поколения.  Нарушились  традиции,  порвались  нити,   которые связывали нас с предками. В таком случае страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая их за экзотику. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа.

Народное пение - это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, задает человеку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. 

Однако в образовании по-прежнему музыкальный фольклор осваивается в формах, привнесенных из профессионального искусства: доминирует концертная направленность обучения, увлеченность сценически эффектным материалом, песни, танцы, игры разучиваются по нотам, предлагаются в обработках и т.д. А хочется, чтобы он был частью жизни людей - чтобы люди им жили!

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком - важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусств человеком.Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведёт к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.

Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер. Фольклор - традиция изустная. Погружение человека в атмосферу живого, идущего от сердца слова, позволит перейти на иной уровень общения между людьми. Сложность обучения традиционным песням кроется в том, что в старину специально этому детей не учили. Пели им колыбельные, потешки, прибаутки, сопровождали праздники и обряды бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, - и цепкая детская память фиксировала все точно и легко. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но поменялся быт, жизненный уклад - и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиции. Одним из путей преодоления этого разрыва, одним из способов восстановления преемственности стало целенаправленное изучение традиционной культуры, освоение традиции. Особенно важно это там, где есть для этого богатая почва - традиционные певческие очаги.

Освоение фольклорной певческой традиции, таким образом, не только имеет целью музыкальное воспитание, обучение принципам народно-песенного творчества, развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, но и решает важную социально-культурную проблему, имеющую принципиальное значение в формировании личности, способной ощущать свою национальную принадлежность, жить в гармонии с окружающим миром.