Вчера – вид женской магии, ограждавший и сотворявший миры. Сегодня – вид занимательного досуга, которым владеют далеко не все. Для того чтобы понять, есть ли будущее у этого вида рукоделия, надо сперва заглянуть в его прошлое и попробовать погрузиться в тот таинственный и магический мир вышивки, каким он был еще каких-нибудь 300-400 лет назад.
Особенность жилища наших предков заключалась в наполненности и осмысленности каждой мелочи, каждого предмета, каждой детали дома – убери что-то – и кажется, что чего-то важного не хватает, что что-то потерял. А убери что-либо из современной квартиры – не заметишь. Почему так? Ответ прост – не было в деревенском доме ничего лишнего не из бедности, а из осознанности.
Любая вещь имеет душу, а поэтому создавалась не просто по мере необходимости нашими предками, а как помощник в семье. Не просто создавалась, а творилась, как творился мир. Да, да, создать что-либо, даже такую незатейливую вещь, как ложка, было делом очень ответственным – не менее ответственным, чем творение Мира богами. И относились к процессу создания не менее серьезно. Прежде чем создавать что-либо, даже прежде чем помыслить это, необходимо было очистить тело, ум и душу.
Как? Очень просто – сходить в баню, если собирались творить что-либо большое, или вымыть лицо и руки. Получается, что, выполняя простые действия внешне (моя руки, покряхтывая, потирая руки, напуская на себя серьезный вид), деревенский дока творил в себе целый мир, готовясь к началу творения. И делал он это не по привычке, а потому, что понимал, что без этого невозможно призвание души, создание «живой» вещи, выполняющей не только свое прямое назначение, но и являющейся оберегом, хранителем лада в семье, помощником.
Очищение ума и разума состоит в том, чтобы не садиться творить с дурными помыслами, в злости, раздражении, обиде, в суете (суетные мысли – о бытовом, о хозяйственных мелочах – без этого можно обойтись сейчас) – иначе это и «заложишь» в изделие. Таким образом, достигая состояния осознанности каждого момента, мастер должен был сохранить это состояние на протяжении всего процесса.
Очень важную роль играл выбор узора. Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением. Например, узор из веток роз – цветка вечной красы, любви и вдохновения - это символ молчания, равновесия, счастья, святости и совершенства, возрождения. Парные или взаимно направленные друг на друга ветки роз с бутонами и распустившимися цветами передают единство, счастье и совершенство. Также часто встречается использование в узорах элементов венка из цветов роз и калины. Использование несомкнутых венков в узоре символизирует бесконечность и постоянность развития всего нового и прекрасного.
Использование в геометрических узорах точки означает законченную мысль или ее начало, очень большие знания в определенном направлении. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и возвращают нас к язычеству с его символикой: пышный декоративный куст - древо жизни, фигура женщины с опущенными руками – мать-земля.
Вот какое это древнее искусство – вышивка! Чудесное наследие, доставшееся нам от предков, вечно живое и юное, которое и сегодня дает нам возможность войти в мир прекрасного.
Существует множество видов вышивок: гладью, крестом обычным и болгарским, тамбурным швом, золотыми нитями и т.д. Рукодельницы нашей мастерской «Добродея» владеют самыми разнообразными техниками вышивок. Но, конечно же, в первую очередь, это вышивка крестом.
Техника вышивки крестом получила распространение в крестьянской среде во второй половине XIX века. Ее широкое бытование на всей территории России связано, в первую очередь, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864г. Генрихом Брокаром, выпускала дешевые сорта туалетного мыла, в том числе «народное», по 1коп. за кусок.
К 1880-ым годам мастерская переросла в крупную фирму, торговавшую по всей стране. Сорта брокаровского мыла: «сельское», «русское», «национальное», снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, особенно полюбились покупателям. Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества. Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также отдельные детали крестьянской одежды (рукава, подолы передников, нагрудные части рубах).
Мы с любовью вышиваем вещи, служащие достойным украшением дома. Но особое место в нашем творчестве занимает реконструкция народного костюма. Ну а какой костюм без вышивки?
В написании статьи использовалась книга:
С.В.Горожанина, Л.М.Зайцева «Русский народный свадебный костюм»
Ещё по теме:
www.krestom.ru
Cоветы по вышивке крестом
Варианты вышивки
Наши работы