Ткачество

Обязательным атрибутом русского женского и мужского народного костюма был пояс, причем орнамент поясов всегда имел сакральное значение. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить - это считалось неприличным, особенно молиться Богу и спать без него. Распоясать человека считалось его обесчестить. Именно пояс, который повязывали младенцу, вне зависимости от того, был ли это широкий пояс-свивальник или же просто льняная нить, вводил только что появившегося маленького человека в мир людей, в пространство культуры. Иногда носили два пояса: один, широкий, поверх одежды, а данный при рождении или крещении надевался на голое тело. Самым главным был тот, что скрывали под одеждой.

Показательно, что отсутствие пояса есть признак принадлежности к хтоническому миру: например, русалки традиционно описываются как голые или одетые в белые рубахи, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса. Пояс нес функции защиты от нечистой силы, поэтому, когда шли гадать, снимали обязательно крест и пояс, т.е. снимали обереги. Узоры на нем несли еще и информационное значение – поклонившись в пояс встречному, человек «считывал» образ о местности, откуда человек родом, о его предках, о профессии, о его семье, детях, уровне духовного развития и многом другом.
 
В прошлом ткать узорные пояса должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5-6 лет, нередко наказывая за ошибки и невнимательность. Несмотря на ограниченные возможности орнаментирования изделий, народные мастерицы добивались огромного разнообразия в декорировании поясов. Праздничные и будничные пояса отличались не столько орнаментом и цветом, сколько качеством и материалом. Узоры по льняной основе перебирали разноцветными нитками, часто ткали слова. Концы поясов заканчивались яркими кистями (часто многоярусными) или шариками. В орнаментации поясов использовались знаки и символы, дошедшие до нас с дохристианского времени: ромбы и его вариации, связанные с плодородием и сексуальной силой, женские фигурки, олицетворяющие Макошь – покровительницу женских работ и рукоделий, простые и сложные свастики – солнечные знаки.
 
Пояса использовались во всех обрядах жизненного цикла. Особую значимость имели они в свадебном обряде. По древней традиции они должны были быть красными. Считалось, что красный цвет символизирует особое состояние, в котором находятся жених и невеста во время свадьбы, он охранял от дурного глаза, от злых сил. Каждая мастерица к свадьбе готовила по 100 и более поясов, одаривала на свадьбе жениха, родственников, друзей. Девушка с ранней юности готовила их вместе с другим приданным. Жениху, вместе с поясом, по голому телу повязывали суровую нитку с 40 узлами или скрученную заговоренную шерстяную нить (Заонежье). Жениха и невесту подвязывают черными поясами, для того, чтобы их не испортил колдун (Калужск. губ.). Пояса украшали расписные дуги свадебной повозки. Иногда жениха и невесту связывали одним поясом.

Поверх одеяла кладут пояс – от зморы. При первом выгоне скота под порог или перед ним «пояс клалы ат вроков, коб ны сунулося далёко»; «шчоб нэ нападылы врокы (т. е. не сглазили.)» (Белоруссия); к рогам коровы при выгоне привязывали «поясныцю» – мужской ремень. Чтобы демон-вештица не вынула ребенка, беременные на Урале носили мужской пояс. Для защиты от богинки, роженице под голову кладут мужской пояс. Градовые тучи отгоняют тканым поясом. Тесемчатый пояс (а еще лучше вязаные сеточки) носят на голом теле не снимая – от нечисти. Подпоясывают ребенка поясом сразу после имянаречения – подпоясанного человека «бес боится», не тронет ни домовой, ни леший; при проводах умершего из хаты, родственники завязывают ворота поясом, «чтобы больше покойников не было». Пояс,  снятый с умершего,  отдавали нищим или хранили для использования в лечебной магии. Из уважения к покойнику лошадь, отвозящую тело на кладбище, вели не за поводья, а за пояс, который привязывался вместо них. Повсеместно на Руси в качестве оберега использовались черные шелковые пояса с вышитыми молитвами.
 
Создание поясов с помощью бердышка – это очень увлекательное занятие, связанное со знанием технических приемов и пониманием сути русского орнамента. Самое раннее изображение бердо выявлено в манускрипте начала 14-го века. Оно также использовалось в эпоху раннего средневековья в Скандинавии. Скандинавы вырезали их из кости и оленьего рога. В течение многих столетий французы и испанцы использовали гребни для создания бердечек. Способ тканья на бердо был распространен по всему Псковскому округу, в Смоленщине, Могилевщине, на Севере у пермяков, в Сибири у остяков, известен во всей Средней и Северной Европе в средние века, а так же в Америке, куда, как предполагают, он был завезен европейцами после завоевания Америки.
 
Бердо представляет собой тонкую (3 см) прямоугольную пластину (в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину), в которой сделаны отверстия двух видов: продолговатые щели (1.5 –2 мм) чередуются с круглыми дырочками (диаметром 1.5-2 мм). Его можно сделать из дерева, фанеры, пластика или из толстого картона, что, честно говоря, намного хуже. Число отверстий произвольное. Главное – они не должны быть шершавыми, так как через них будут свободно двигаться нити основы. Кстати, готовые бердышки можно купить на ярмарках народного творчества.

Дополнительными инструментами для ткачества да берде являются челнок, ножницы, деревянный топорик для подбивания уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и соответственно нитки (начинающему лучше взять шерстяные нитки потолще). 

Длина нитей рассчитывается по формуле: необходимая длина изделия + 20% + 60 см. (То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м + 20см + 60см = 1м 80см нитей). 20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих волнообразно за нитью утка. 60 см уйдет на узлы с обеих сторон и на свободу передвижения бердо.
 
Для составления узора распишите на листочке порядок заправления берда. Например, так:
  
В первой и второй строке мы видим в каждой второй клетке символ, обозначающий цвет нити. Первая строка обозначает нити, пропущенные через отверстия, вторая – через прорези. На всякий случай говорю: не забудьте проверить, чтобы количество нитей вашего узора не превышало количество отверстий в вашем бердышке)). Множество таких узоров можно найти в Интернете или поэкспериментировать самим с цветом и порядком заправки нитей.
 
Итак, отмеряем нужное количество и нужную длину нитей. Вставляем их в бердо с помощью крючка. Считайте, что самая сложная часть работы позади:). Делаем узел на дальнем от вас конце нитей и привязываем его, положим, к ручке двери, а лучше к батарее. Проводим бердышком от себя – к себе, чтобы устранить спутывание нитей. Делаем узел на ближнем конце нитей, равномерно их натягиваем и привязываем к своему поясу. Если вы используете не все отверстия и прорези, вставлять нити начинайте с середины, расходясь в разные стороны. Нить утка можно намотать на челнок или, за неимением его, смотать в узкий моточек.  Все, можно приступать к ткачеству.
 
    Шаг 1: оттягиваем бердо вниз. Вследствие этого возникает зев, так как нити из отверстий идут вниз, те же, что были в разрезах, остаются на месте. Пропускаем сквозь зев нить утка.  

 
   









   
Шаг 2
: Теперь оттягиваем бердо вверх и открываем новый зев. Подбиваем топориком предыдущий ряд утка (для того, чтобы наш пояс получился плотнее) и пропускаем новую нить.
 
   










   
Теперь повторяйте шаг 1 и 2 попеременно, при этом не забывая подбивать. За подбиванием лучше следить особо, чтобы не получить полосок разной ширины и трапеций вместо прямоугольников. При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на поясе.

Следует учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить. А когда вы уже наткали довольно большой отрезок пояса, перевязывайте его ближе к себе, чтобы он не получался разной ширины.
 
И главное! Натягивайте! Натягивайте нити так, как будто от этого зависит ваша жизнь:))) По данной выше схеме получится вот такой пояс:
 












В написании статьи использовались следующие ресурсы:
http://earving.nm.ru/loom.html
Галина Баландина "Традиционные женские ремесла Пинежья"
С.В.Горожанина, Л.М.Зайцева "Русский народный свадебный костюм"


Ещё по теме:
Наши работы